Лозунг «Покупай белорусское» — не «индульгенция» для неконкурентоспособных товаров

В январе-июне все области страны не вышли на уровень аналогичного периода прошлого года по доле отечественных товаров в розничном товарообороте. Эта проблема была ключевой в ходе выездной коллегии Министерства торговли в Гродно.

Особенно существенно (на 5,8%) в объеме товарооборота сократилась продажа белорусской непищевой продукции. В частности, на потребительском рынке ухудшились позиции отечественных производителей телевизоров, стиральных машин, строительных материалов, синтетических моющих средств, швейных изделий. Причины разные, в том числе и неконкурентоспособность товаров в связи с низким уровнем качества и высокими ценами.

Например, в магазине «5 элемент» на гродненском рынке «Корона»
в широком ассортименте представлены и отечественные, и зарубежные изделия электроники и бытовой техники. Каждый посетитель может их сравнить и сделать свой ​​выбор. Покупатели неплохо поддерживают своими деньгами белорусских производителей газовых плит, холодильников и ряда других товаров. Но какие шансы у телевизора, который немного дешевле импортного, однако потребляет в четыре раза больше электроэнергии? И к тому же, по сравнению с импортным имеет худшее качество экранной картинки, не оснащен функциями Smаrt TV для связи с интернетом. Или кого заинтересует худшая по качеству, но зато … вдвое дороже иностранной белорусская соковыжималка? Как конкурировать отечественному утюгу, модель которого разработана еще в 1960-х годах? Даже внешне он выглядит товаром «вчерашнего дня» и при этом значительно проигрывает иностранному «собрату» по технологическим показателям. А цена … выше.

a0d2a8.vlad

Серьезные претензии были высказаны также по поводу качества отечественных пылесосов, электрофены. Тем не менее и они присутствуют на торговых полках, хотя подобную «обязаловку» вряд ли можно назвать поддержкой отечественных производителей. Поддерживать надо тех, чья продукция соответствует требованиям времени, а не тех, кто не умеет работать в условиях конкуренции. Поддержка отечественных производителей не должна быть какой-то «индульгенцией» для плохих товаров. Принципиальный подход к их уровню в интересах и покупателей, и торговли, да и самих производителей. Например, стоило бы равняться на продукцию российской компании, производящей качественные кухни на заказ http://www.1mebel.com/, которые пользуются большим спросом у населения. Секрет успеха прост — заказать кухни можно прямо на сайте, а качество соответствует цене в полной мере — сколько платишь, то и получаешь.

Как отмечалось на заседании коллегии Минторга, руководители торговых организаций практически не встречаются с руководителями промышленных предприятий для решения взаимных вопросов производства и поставки товаров, выработки действий по их пропаганде. Работники торговли часто жалуются на отсутствие необходимого ассортимента, низкий вровень качества, неконкурентоспособность белорусских товаров, высокие цены и т.д. Однако в результате торговли не предъявлено … ни одной рекламации производителям по качеству. Не внесены конкретные предложения по снятию с производства товаров, не пользующихся спросом, проведении совместных мероприятий по активизации продаж.

Кстати, «лакмусовой бумажкой» уровня товаров в определенной степени будет система возврата НДС (tах frее), которая давно успешно применяется во многих странах мира и впервые на пространстве СНГ будет задействовано в Беларуси. Внедрение этого механизма для покупателей, которые не проживают на территории Таможенного союза, позволит, по оценкам экспертов, увеличить продажу товаров до 20%. Постановлением правительства уже определена организация, которая имеет право на возврат НДС иностранным гражданам — республиканское предприятие «Белтаможсервис», а в дальнейшем, по мнению министра торговли Валентина Чеканова, операторов может стать и больше. Для этого в одном магазине за один день нужно приобрести товар на сумму не менее 800 тысяч рублей. Покупателю возвращается НДС в размере 15%. Если ставка 10%, то НДС не возвращается, этот механизм не касается сигарет и виноводочных изделий. Валентин Чеканов надеется, что система «tах frее» в полном объеме заработает в Беларуси к чемпионату мира 2014 года. Теперь надо принять меры по максимальному вовлечению торговых предприятий в этот процесс. В первую очередь это важно для Минска, областных центров, а также тех городов, которые представляют интерес для иностранных гостей — туристов, спортсменов, отдыхающих и тех, кто работает на территории нашей страны.