Формирование потенциала малого предприятия

Как показывает мировой опыт, признаком эффективной рыночной системы является одновременное существование и взаимодействие многих крупных и малых предприятий в соотношении, которое обеспечивает свободную конкуренцию между ними, и на этой основе — устойчивое и динамичное общий социально-экономический рост. Наиболее динамичным элементом в этой структуре является малое предпринимательство, которое обеспечивает развитие конкурентной среды.

При исследовании рыночных возможностей субъектов хозяйственной деятельности используется понятие «потенциал». В экономическом контексте потенциал предприятия характеризует совокупность его способностей.

Исходя из этого, потенциал развития малого предприятия можно определить как сочетание ресурсных возможностей, управленческих способностей и мотивированности предпринимателя, а также готовности персонала к осуществлению в ответ на внешние вызовы организационных изменений, направленных на формирование и усиление конкурентных преимуществ предприятия, реализация которых способствует укреплению его рыночных позиций, количественному и качественному росту.

Факторы, которые на разных уровнях могут способствовать развитию малых предприятий:

crop_q85На уровне государства это : улучшение условий деятельности малого предпринимательства и уменьшение мотивации предпринимателей к формированию теневых бизнес-схем, совершенствование механизмов финподдержки предпринимательства, повышения качества образовательно-профессиональной подготовки кадров, расширять способности и улучшать управленческий потенциал малых предприятий.

На региональном уровне : создание эффективной информационной среды для обслуживания малых предприятий, внедрение программ подготовки и переподготовки кадров, разработка социально-экономических программ развития, содействие в самоорганизации малых предприятий на политических (союзы, ассоциации) и экономических (кредитные и сбытовые кооперативы и т.д.) основах.

Роль нашей страны в мировом экономическом пространстве в основном зависит от развития предпринимательских структур различных типов, в том числе малого бизнеса. Сбалансированность рычагов влияния на предпринимательскую деятельность должно происходить таким образом, чтобы повышать уровень мотивированности предпринимателей к реализации стратегий инновационного развития, что увеличивало бы шансы малых предприятий к переходу на высшие стадии жизненного цикла.