Как оценить свой бизнес без посторонней помощи — несколько простых рекомендаций

Необходимость оценить бизнес возникает в нескольких ситуациях:

  1. Предпродажный организационный момент;
  2. Введение инноваций, смена направления работы фирмы;
  3. Расширение рынка сбыта, выход на новый уровень;
  4. Страхование бизнеса;
  5. Аренда бизнеса;
  6. Продажа акций.

Если предприниматель решил провести оценку собственного дела из-за второго пункта, то сделать это можно самому. Во всех других ситуациях следует обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, чьё заключение будет иметь законную силу. Если вы всё же решили провести подсчёты самостоятельно, то в первую очередь обратите внимание на специфические особенности своего дела.

Например, никакая известная экономическая формула не подойдёт для бизнеса, который основан на создании уникальных предметов самим бизнесменом. То есть, если ваш штат сотрудников равен одному человеку, который является и ИП и создателем неповторимых вещей (сувениры, одежда и т.д.), то что-либо выяснить не получится. Считается, что подобный вид дела вообще не имеет рыночной цены.

Приступая к оценочным работам необходимо выбрать метод их проведения. Они бывают:

  • Рыночными;
  • Доходными;
  • Затратными;
  • Основанными на подсчёте стоимости активов.

Рассмотрим каждый подход более внимательно.

Рыночный подход

Для проведения этого метода необходимо ознакомиться с рыночной стоимостью предприятий, находящихся в одном сегменте с оцениваемой фирмой. При этом следует учесть все отличия: количество сделок, время работы, район и так далее.

pantherm

Доходный подход

По-другому такой метод можно назвать прогнозирующим. Необходимо собрать всю информацию о запланированных поступлениях средств. Отталкиваясь от суммы потенциальных доходов, легко определить, сколько стоит бизнес.

Затратный подход

Он заключается в оценке всего движимого и недвижимого имущества фирмы. Конечная сумма и есть стоимость данного предприятия.

Подход, основанный на подсчёте стоимости активов

Данный метод также является суммарным. Главные его минусы – невозможность оценить доверие покупателей, брендовость товаров и так далее.Помимо основных четырёх приёмов можно воспользоваться экономической формулой. Она выглядит так:VБ= VРА+VТЗ+(VДЗ-VКЗ )+VДС+VНИV – обозначает стоимость.V с индексом Б обозначает искомый элемент – стоимость бизнеса.V с индексом РА обозначает расчётные активы компании.V с индексом ТЗ обозначает товарные запасы (товар в наличии).V с индексом ДЗ обозначает дебиторскую задолженность.V с индексом КЗ обозначает кредиторскую задолженность.V с индексом ДС денежные средства фирмы.V с индексом НИ стоимость всего недвижимого имущества фирмы. Для того, чтобы получить достоверные данные всё же следует обратиться к специалистам по данному вопросу.