Защита брендов становится вопросом национальной безопасности страны

Не так много времени прошло со дня основания Таможенного союза. Вместе с его непререкаемым преимуществами дают о себе знать и проблемы, в частности, отсутствие полноценного общего рынка товаров и услуг, из-за чего в определенной степени в этом году наблюдается снижение взаимного товарооборота между Беларусью, Казахстаном и Россией. Конечно, у каждой страны свои подходы к отстаиванию национальных экономических интересов и свои веские аргументы на то.

В Алматы развернулась горячая дискуссия вокруг темы, которая несведущему человеку мало что скажет — подходов к использованию принципов исчерпания прав на товарные знаки. Звучит дипломатично, но по этой линии между тремя странами наметились существенные расхождения. В Беларуси, как и в России, признается национальный принцип исчерпания прав правообладателя товара. Это значит, что без согласия иностранного производителя его продукцией другим нельзя торговать на территории страны. А вот в Казахстане действует международный принцип: любой желающий может завозить импортные товары без учета мнения иностранного правообладателя. Главное, чтобы товары не были подделкой, имели все необходимые характеристики оригинальной продукции. Существует еще и региональный принцип.

101

Почему каждая страна держится за свой принцип? Резоны следующие. Минск не хочет, чтобы из Казахстана, куда каждый может по импорту завозить ликвидный товар, то через Россию поставлялся в Беларусь — нет уже таможенных границ. В последнее время обеспокоенность Минска вызывают сведения из Москвы о том, что там все чаще официальные лица, в частности, представители Федеральной антимонопольной службы, выступают за внедрение международного принципа. Обычно его сторонники ссылаются на США и Японию, где такой подход приносит плоды. Однако представитель России Даниил Федарков обратил на конференции внимание на то, что США и Япония выступают за международный принцип отнюдь не случайно. Он включается только тогда, когда им это выгодно. А если нет, то сразу вводятся различные ограничения, возводятся барьеры на пути нежелательных иностранных товаров, которые называют «серым» или параллельным импортом.

Самый, пожалуй, весомый аргумент тех россиян, которые не видят вреда от перемены принципов в том, что импортные товары значительно подешевеют. Однако окончательное решение по этому вопросу в Кремле пока так и не принято. Доходят сведения, что первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов на специально созванном совещании поддержал снятие запрета на параллельный импорт. Однако министерства экономического блока считают, что зеленый свет «серому» импорту существенно снизить инвестиции в производство страны. Вопрос приобрел такую ​​актуальность, что его предполагается рассмотреть на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева, а затем, возможно, у президента Владимира Путина.