Изучение теоретических источников позволили выделить основные методологические подходы к банковскому маркетингу. Первый подход — концептуальный, по которому маркетинг — стратегия и философия банка. Второй подход, который имеет своих последователей среди теоретиков, — функциональный. Маркетинг как функция является общим термином для обозначения тех мероприятий, которые осуществляет компания, когда необходимо в сжатые сроки и эффективно достичь цели, поставленной на рынке.
Все эти действия можно объединить в блоки обмена, распределения и поддержки банковских продуктов на рынке. Указанные мероприятия внедряются комплексно и охватывают традиционный набор: анализ окружающей среды и сбор информации о рынке, изучение и планирование продуктового ряда, определение и регулирование цены на банковский продукт, управление потребительским спросом, планирование и организацию сбыта продукта. Третьим подходом к банковскому маркетингу, который можно проследить в литературе, есть продуктовый. В центре внимания данного подхода находится банковский продукт, то есть банковские услуги, особенности которых могут быть обобщены следующим образом: абстрактность; договорный характер денежных сделок; протяженность во времени. К перечисленным выше характерным чертам банковского продукта можно добавить такие, как неосязаемость, неотделимость от источников предоставления, непостоянство качества, несохранность, нематериальность, патентная незащищенность.
Анализируя содержание банковского маркетинга, нельзя не остановиться на институциональном подходе, который рассматривает его как систему со многими элементами , взаимодействующих между собой и с элементами внешней системы, т.е. в рамках данного подхода маркетинг — интегрированная организационная система. На первом уровне стоят банковский продукт, цена, коммуникации, каналы распределения, люди, процесс, материальное доказательство. Второй уровень составляют системы планирования, маркетингового контроля, организации, маркетинговой информации. Третий уровень охватывает субъектов, связанных с микросредой — поставщиков, посредников, конкурентов, контактные аудитории.
Рассматриваемый нами институциональный подход тесно связан с системно-поведенческим и управленческим. Системно-поведенческий представляет банковский маркетинг учитывая проблемы, связанные с изменениями в маркетинговой системе, их предполагаемой характеристикой и последствиями. С нашей точки зрения особенно актуально управленческий подход к банковскому маркетингу, поскольку сосредотачивается на процессах управления коммерческим банком, т.е. тесно граничит с менеджментом.
На основе интеграции рассмотренных подходов как итог их анализа по банковскому маркетингу предлагаем следующее его определение. Банковский маркетинг — это философия деятельности коммерческого банка и одновременно система управления как внутри банка, которая обеспечивает связь «клиент — банк», так и вне его — относительно рынка банковских продуктов.